На днях младшему сыну исполнился 1 месяц с рождения. Вот уже месяц я мама двух мальчиков! Можно подвести первые итоги.
Саша — младший сын
У Саши все хорошо. Мы наладили с ним относительный режим вскармливания. Полчаса на груди и потом примерно 2-3 часа сна. Я регулярно записываю в приложение Дневник малыша на iPhone время кормлений, сна, купаний и прогулок. И уже выяснила примерный режим Саши. Уже появились часы бодрствования — утром и вечером после кормлений не засыпает, а требует вертикального положения и рассматривает все происходящее вокруг. В такие часы я укладываю малыша полулежа в шезлонге и таскаю за собой по квартире. Утром он наблюдает как я пью кофе и планирую день, запускаю стирку и посудомоечную машину. А вечером малыш из шезлонга наблюдает за играми папы и старшего брата. И в этот же период мы всей семьей купаем Сашу. Папа его держит, я его мою, а Максим следит за температурой воды на смешном градуснике и поливает водой ножки братика.
Максим — старший сын
С Максимом все не просто. Он понимает слишком много, но еще большего он не понимает. И не может этого выразить. Иногда я жалею, что не умею читать мысли, чтобы подсказать ему способы выражения его чувств и эмоций. За этот месяц мы хорошенько потрепали друг другу нервы. Мы оба старались быть хорошими и понимающими, но переходная ситуация из статуса «семья из 3-х человек» в статус «семья из 4-х человек» не дается легко. Я часто была слишком уставшая и не выспавшаяся, перегруженная информацией и размышлениями «как же все наладить». И на любой каприз реагировала раздражением, не давая себе времени осмыслить происходящее. А Максим в силу в своего возраста просто не может иначе воспринимать ситуацию «теперь я не единственный ребенок». Временами было очень трудно.
Я как могла старалась уделять внимание Максиму. Но не всегда теми способами, которые были нужны ему. Он требовал совместных игр, а у меня не было сил, или мне важнее было в этот момент поесть/поспать, чтобы не свихнуться окончательно. Я стала сомневаться в правильности своего решения не водить Максима этим летом в садик. С другой стороны я понимаю, что я на самом деле делала и делаю все, что могу. Большего дать я не в состоянии. Я не сказочный рог изобилия. Мне нужно успевать восполнять запасы своих сил. Жить в режиме только отдавания грозит мне скорым выгоранием, а семье развалом и катастрофой. Я не хочу этого!
Поэтому на помощь была призвана армия бабушек. Кто-то приезжал к нам, чтобы поиграть с Максимом. Кто-то забирал его с ночевой к себе и полностью уделял ему внимание. Кто-то на выходных принимал всю нашу семью целиком, и там Максиму доставалось максимальное внимание от всех по очереди, пока мы с мужем рядом отдыхали без отрыва от детей.
А иногда было достаточно вывести Максима погулять на площадку, где играли другие дети. Я с Сашей в коляске накручивала круги вокруг площадки. А Максим носился с детьми по горкам, творил куличики в песочнице, надувал мыльные пузыри, и уматывался на самокате или в догонялки. Когда детей не было, мы вдвоем с ним катали коляску по двору, пели песни на скамейке. Я готова была по 2-3 часа слушать его крики, визги, рычания и мычания. Что угодно, лишь бы Максим выпустил из себя скопившуюся энергию и пришел домой уставший. Хорошо, что сейчас лето, и можно долго гулять на улице.
Отношения с мужем
Меньше всего меня достается мужу. Нам очень не хватает друг друга. Мы знали, что так будет. Мы даже ожидали худшего. Но мы знаем, что мы друг без друга не можем, и нам нужно пересекаться хотя бы иногда. Мы стараемся выкраивать минуты друг на друга. Многозначительная улыбка за завтраком. Украдкой прижаться друг к другу, пока оба ребенка заняты собой. Воздушный поцелуй перед тем, как отправляемся укладывать детей спать. Любые мелочи, проявляющие нашу любовь, скрепляют наши отношения и не дают развалиться нашему семейному кораблю.
А если нам достается целый вечер, когда старший сын у бабушек, а младший тихонько спит в кроватке, все дела и окружающий мир отступают в сторону. Такие моменты крайне ценны и хорошенько перезагружают нашу семью. И пусть рядом гора грязного белья, не приготовлен ужин, разбросаны игрушки. Все подождет, пока мы тихонько сидим на диване в объятиях друг друга, словно путники встретившиеся в оазисе посреди пустыни. А еду можно заказать с доставкой.
А как сама?
С момента операции прошел месяц и для моего организма это было серьезным испытанием. Я заново училась ходить, и ходить ровно, а не согнувшись. Мышцы на животе приходят в себя очень долго. Ощущение, что живот все такой же большой, но пустой. И эта пустота доставляет не приятную боль в момент тряски (в машине к примеру). Кожа возле шва с обрезанными нервными окончаниями кажется онемевшей, грубой и совершенно не чувствительной. И каждое прикосновение к этому месту отражает на моем лице страдание.
Грудь до сих пор привыкает к сосанию малыша. И трещины то сходят, то снова появляются. Спина в неудобных позах кормления немеет между лопатками, а крестец и вовсе периодически орет благим матом, требуя сеанса у остеопата. Пора бы уже сходить.
Строгая диета в моем питании, чтобы у малыша не случился диатез и прочие высыпания на коже, мгновенно отражается у меня на лице. Кожа стала сохнуть и шелушиться. Меры я принимаю — пью воду, использую Специальную Эмульсию от Emolium по совету дерматолога. Но пока я не расширила диету до привычной, кожа моя страдала. Сейчас я ем практически тоже, что и во время беременности, исключая откровенные аллергены: шоколад, ягоды, цитрусовые, и т. п. И моя кожа постепенно стала приходить в себя.
Очень скучаю по своей талии и красивой одежде. Казалось бы, это такая мелочь! Какие-то там шмотки. Однако, для меня это мощнейший источник уверенности в себе и в своих силах. Когда я выгляжу хорошо, у меня словно крылья за спиной вырастают. Тогда детские капризы и прочие невзгоды я переношу легче. Пока не придумала, как мне устроить все так, чтобы хватало времени и сил на эту важную область жизни.
Я учусь быть мамой двух деток
Сейчас для меня материнство — это балансирование над пропастью. Мне приходится быть одновременно в нескольких мирах, лавировать между ними, пытаясь сохранить состояние внутреннего покоя и равновесия. Это не легко. Но я напоминаю себе каждую секунду, что я еще ученик, я в начале пути овладения искусством быть мамой нескольких детей. И что все эти трудности временны.
Я мысленно установила себе срок в 2-3 года, когда от меня требуется много и физических, и душевных сил, пока младший не станет более самостоятельным. Дальше будет легче, мне кажется. Хотя и там могут возникать трудности. Но я учусь, анализирую, делаю выводы, ищу полезную информацию, и стараюсь внимательно слушать своих домашних и себя. По-другому невозможно научиться материнству. Только в реальных ситуациях и только на собственной шкуре.
- Сейчас я уже уверенно освоила прогулку с двумя детьми, и даже приспособилась вытаскивать на улицу нашу коляску.
- Я разобралась со своими приоритетами.
- Иногда мне удается уложить спать обоих детей и даже самой поспать рядом с ними.
- Я вернулась за руль и спокойно выезжаю с обоими детьми по делам или на прогулку в дальний парк. Машина очень сильно облегчает мне жизнь.
- С Сашей мы освоили слинг с кольцами, и на очереди слинг-шарф. Все-таки даже самая супер-современная коляска может оказаться не удобной в местах, не предназначенных для младенцев. Например, в тесном отделении банка, в продуктовом магазине с узкими проходами между витринами, в нашей детской поликлинике, где в день здорового ребенка не протолкнуться в тесных и душных коридорах.
- Мне удается своевременно стирать одежду и мыть посуду, сохраняя частичную чистоту в квартире. Спасибо моей отлаженной за много лет системе ведения домашнего хозяйства.
Конечно, еще многому предстоит научиться и ко многому приспособиться. Прошел всего месяц, и это песчинка в масштабе всего периода, пока дети живут с нами. Но в целом, сейчас я увереннее и спокойнее, чем я была в этот же период с Максимом. Возможно, еще свежи предыдущий опыт и знания. А возможно, я стала немного мудрее. Самое главное — я знаю, что сложные периоды обязательно кончатся.