По субботам в нашей семье был праздник. Все собирались в бабушкином доме после долгой трудовой недели. Приезжали все ближайшие родственники и друзья семьи. Женщины пекли оладьи или варили калмыкский чай на завтрак. А мужчины топили баню и кололи дрова.
Потом всей толпой тесно садились за раздвинутый до неимоверных размеров стол, включали «Утреннюю почту» и шумно обсуждали прошедшую неделю, планы на сегодня и на будущее, сплетничали о своём о взрослом.
Дети не меньшей толпой тусовались где-то рядом у телевизора или под столом, если затылки еще не стукались о столешницу, прыгали на диване, пока родители увлеченно обсуждали события в мире.
Потом мужчины отправлялись по дедушкиным огородно-хозяйственным делам. Дед никогда никого не оставлял без дела! Всех привлекал.
Женщины тоже не сидели без дела. Кто-то готовил обед на всю нашу ораву, кто-то мыл полы, кто-то мыл окна, кто-то гладил. И все это под шумный галдеж, хохот или песни.
Мне тогда было лет 5-6. И у меня осталось четкое ощущение радости от субботнего утра! И ожидание гостей, бабушкиных оладушек или вкуснейшего калмыкского чая!
И уборка в субботу мне кажется праздником, а не тяжким трудом. Хотя сейчас нет таких традиций помогать с уборкой другим. Сейчас мы приходим в гости, садимся у стола и ждем, когда нас обслужит хозяйка. А в то время, мне так кажется сквозь пелену детских воспоминаний, что людям было в радость вот так собираться и вместе делать сложную работу. За разговорами да хохотом. Бабушка так и говорит: «Вместе веселее!»
А вечером начинался нескончаемый поход в баню! Это отдельная песня и традиция. Первыми отправляли детей и женщин. А последними шли мужчины. Почему-то семейными парами не ходили. Детей обязательно сажали в медные тазы. Каждому пупсу по тазу. И вот мы сидели с игрушками в тазиках на верхней полке, смотрели как бабушка набирает горячую воду из бака и таскает ковшиком из бочки холодную. Потом прикрывались войлочными шапочками, когда бабушка подбрасывала воду в печку для жара. Иначе окатывало горячим воздухом. Мы-то сидели под самым потолком. Шапочки были не детских размеров и могли целиком укрыть некрупных детей под собой.
А в финале каждого из нас одевали в махровые халаты, специально для нас сшитые бабушкой, сверху укутывали байковым одеялом и тащили на руках через двор в дом. А там каждого краснощекого человека ждал морс из черно-смороденного варенья! Большего счастья нам и не надо было! И даже Хрюша со Степашкой в этот вечер нас не дожидались! Засыпали мы штабелями на бабушкиной кровати.
Автор фото PATRIK HAGBORG.
К сожалению фото реальных посиделок в доме бабушки не сохранилось.
Так в моей голове и осталась мысль, что суббота – это такой большой помывочный день. Сначала дом и хозяйство, а потом уж себя. И мне очень трудно перебороть эту традицию. Поэтому и все важные помывочные процедуры с сыном я по привычке провожу в субботу. И многие свои уходовые процедуры я тоже стараюсь совершать в субботу. В другие дни те же самые процедуры оставляют ощущения незавершенности, ощущение не правильности события. Суббота имеет надо мной особое волшебное влияние.