Архетипами я увлеклась много лет назад, когда училась на имиджмейкера. Я даже начинала писать об этом. Но что-то пошло не так :).
Сейчас я смотрю на тему архетипов со стороны личного брендинга и понимаю, насколько эта тема бездонная! Это не столько про имидж и бренд, сколько про понимание собственной механики. А вот это бесценно!
Что такое архетипы?
Архети́п – это некий образ, который для всех людей имеет одно и то же значение вне зависимости от культуры, географии и эпохи. Он находится глубоко в генетической памяти человека, в подсознании, и вызывает у всех людей одинаковые чувства, ощущения и даже паттерны поведения! Каждый архетип обладает своим набором ассоциаций, символов и значений.
Например, архетип матери всегда связан с зачатием, рождением ребенка и заботе о нем независимо от географии, эпохи и культуры.
Первым об архетипах заговорил Карл Юнг, основоположник аналитической психологии. Он капнул в глубину личности, в подсознание, и понял, что мы используем очень много информации и образов из глубин коллективного бессознательного.
Сама себе я это объясняю как нечто, похожее на коллективную память, наподобие коллективного интеллекта у пчел. У каждого из нас своё собственное сознание, но при этом мы все связаны глубинами друг с другом. Не только с людьми, живущими рядом с нами, но и с теми, кто был до нас в прошлом множество поколений назад.
Вообразите на какой огромный человеческий опыт мы-сегодняшние бессознательно опираемся в собственных чувствах, реакциях и суждениях!
🖤
В сферу брендинга теория архетипов в 2005 году пришла благодаря книге Кэрол Пирсон и Маргарет Марк «Герой и бунтарь. Создание бренда при помощи архетипов». Книга написана с упором на бренды больших компаний вроде Coca-Cola или Apple. При желании её легко можно найти в сети для личного ознакомления.
Кэрол и Маргарет предлагают систему 12 архетипов, по сути 12 ролей:
- Дитя,
- Свой парень,
- Искатель,
- Мудрец,
- Герой,
- Бунтарь,
- Маг,
- Правитель,
- Любящий,
- Опекун,
- Творец,
- Шут.
В 2015 году с подачи Валентины Габышевой в её жж-блоге поднялась тема архетипов именно с упором на персональный стиль, а позже и личный брендинг. Возник даже годичный исследовательский проект с привлечением крутых специалистов: психологов, стилистов, писателей и тд. И вся эта комманда в сотворчестве с тогдашними читателями внесли огромный вклад в применение данной системы.
После завершения проекта многие специалисты продолжили копать тему глубже, что привело к различным трактовкам одного и того же. Тема оказалась удивительно прибыльной, что вокруг неё до сих пор плодятся мастер-классы, курсы, марафоны и даже целые направления. Поразительно, что никто не догадался написать книгу о практическом применении архетипом в области имиджа и селф-брендинга. Книга явно имела бы экономический успех.
В чем суть применения архетипов в личном брендинге?
Если говорить простым языком, то наша психика радуется при каждом столкновении с приятным и знакомым ей образом. И чем больше удовольствия при таком столкновении получает психика, тем больше ей хочется повторять это снова и снова. Ради того самого удовольствия! Дружно вспоминаем собаку Павлова :).
При этом помним, что архетип – это образ из самых глубин нашего подсознания. Настолько глубокого, что психика мгновенно его узнаёт, не успевая его даже осознать! Интуитивно. Она просто сразу выдаёт реакцию: либо закрывается от неприятного столкновения, либо приветственно распахивает свои границы, позволяя архетипу проникнуть прямо в самое сердце, в самую душу человека.
А теперь представьте, что происходит, когда некая публичная личность грамотно использует знакомый всем архетип? «Массовое проникновение» в сердца людей и даже без взлома! Самый яркий пример – история принцессы Дианы. Настолько её образ оказался душевно близок людям, что её гибель практически всю планету повергла в печаль.
По сути использование архетипов в личном брендинге помогает проложить интуитивный путь к сердцам, привлекая именно ваших людей, а не всех подряд. На мой взгляд это и есть настоящая магия!